В Ростовской области квотирование рабочих мест для инвалидов осуществляется в соответствии с Областным законом от 07.03.2006 № 461-ЗС «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области».
В мае 2014 года на основании изменений статьи 21 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 02.07.2013 внесены изменения в Областной закон в части установления квоты для приема на работу инвалидов организациям области, среднесписочная численность которых составляет 35 человек и более, в размере 3 процентов среднесписочной численности работников (ранее действовала норма – 4 процента для организаций со среднесписочной численностью свыше 100 человек).
Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 476 «О Порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области».
В первой декаде декабря 2019 года состоится семинар-совещание по вопросу квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов
|
К вниманию работодателей
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в соответствии которыми работодатели обязаны предоставлять в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию о случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
Методические рекомендации работодателям по исполнению законодательства о занятости населения
Настоящие рекомендации подготовлены управлением государственной службы занятости Ростовской области вам в помощь для систематизации работы по исполнению обязанностей в области законодательства о занятости населения.
В данных рекомендациях использованы действующие нормативно-правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»
6. Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости"
7. Областной закон от 07.03.2006 № 461-ЗС «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области»
8. Постановление Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 476 "О Порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области"
9. Административный регламент управления государственной службы занятости населения Ростовской области исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный постановлением УГСЗН Ростовской области от 14.05.2014 № 3
10. Административный регламент управления государственной службы занятости населения Ростовской области по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный постановлением УГСЗН Ростовской области от 19.04.2016 № 1
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.07.2013 № 303н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных"
12. Приказ УГСЗН Ростовской области от 25.01.2018 № 11 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов"
13. Приказ УГСЗН Ростовской области от 26.09.2018 № 171 "О перечне нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов"
Надеемся на взаимное сотрудничество.
Вниманию работодателей! Пунктом 2.4.1. Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014–2016 годы от 27 ноября 2013 г. № 11 предусмотрено, что работодатели обеспечивают во внебюджетном секторе экономики выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения Ростовской области за IV квартал предшествующего года с применением повышающего коэффициента, устанавливаемого ежегодно областной трехсторонней комиссией.
Права и обязанности работодателей в области содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
- принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости;
- получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда (указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг);
- обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.
- при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий по формам (1, 2), утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»;
- при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий;
- при приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, в пятидневный срок возвратить в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу, а в случае отказа в приеме на работу сделать в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина, причине отказа и возвратить направление гражданину;
- ежемесячно представлять органам службы занятости населения:
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (при наличии);
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) (согласно Административного регламента управления государственной службы занятости населения Ростовской области по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный постановлением УГСЗН Ростовской области от 19.04.2016 № 1). В случае, если у работодателя отсутствуют вакансии, сведения предоставляются ежемесячно с указанием об отсутствии вакантных рабочих мест. При этом филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, наделенные правом приема и увольнения работников, обязаны также предоставлять указанные сведения;
- при обращении в органы службы занятости впервые необходимо представить копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и содержащую запись "копия верна", дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего ее заверение, или засвидетельствованную в нотариальном порядке.
- работодателям, выполняющим установленную квоту для приема на работу инвалидов, необходимо представлять в органы службы занятости населения:
• ежемесячно, до 5-го числа следующего за отчетным месяца, Сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов по форме, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 476 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области» ; • ежемесячно, до 5-го числа следующего за отчетным месяца, Информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов по форме, утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 476 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Ростовской области»;
- информацию об изменениях, связанных с выделением, созданием, перепрофилированием или ликвидацией квотируемых рабочих мест для инвалидов, а также об увольнении работников с квотируемых рабочих мест по инициативе работодателя — не позднее, чем за 2 месяца до проведения соответствующих мероприятий;
- при увольнении граждан выдавать справку о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице и стипендии в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости».
- Работодатель обязан создавать работнику-инвалиду условия труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
- Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками;
- Продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I и II группы, не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;
- Продолжительность ежедневной работы для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением;
- Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные, праздничные дни, а также в ночное время допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья;
- Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для инвалидов должна составлять не менее 30 календарных дней;
- Работодатель обязан предоставить инвалиду по его письменному заявлению отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году.
- за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей);
- за непредставление или несвоевременное, неполное и искаженное представление в государственный орган предусмотренных законом сведений (ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей)
- при регистрации гражданина в качестве безработного и назначении ему пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку ему необходимо предоставить в службу занятости населения справку о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы, где должен быть произведен расчет среднего заработка в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости». Государственные учреждения службы занятости населения (далее – центры занятости населения) вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации (основание п. 6. Правил регистрации безработных граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891).
- работник центра занятости населения может посещать по предварительному согласованию работодателя, заявившего сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), в целях установления соответствия заявленных требований к кандидатуре необходимого работника трудовой функции и характеру работы (основание п. 87 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 № 513).
К полномочиям управления государственной службы занятости населения Ростовской области на основании Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Осуществление данных проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым проверки могут быть плановыми и внеплановыми, документарными и (или) выездными. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года и на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее – органы контроля) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ежегодные планы проведения проверок представляются для согласования в органы прокуратуры, обобщаются и направляются для формирования ежегодного сводного плана проверок проведения плановых проверок в Генеральную прокуратуру Российской Федерации до 1 декабря года, предшествующего году проведения проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии информации о том, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора) при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 261 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю данные положения. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 261 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.
|
|